Центр детского чтения Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) проводит Международный конкурс «Белый мир Арктики через призму детской книги».
На конкурс принимают работы для детей и подростков (художественные, научно-популярные издания, театральные постановки, экранизация и мультипликационные фильмы по художественным произведениям, авторские настольные игры) на тему Севера и Арктики.
I международный конкурс, проводимый в Якутске, призван расширить представления детей о холодном, заснеженном, но в то же время огромном и удивительном мире, в котором они живут.
К участию приглашаются представители таких стран, как Канада, Дания (включая Гренландию и Фарерские острова), Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и Соединённые Штаты, арктические регионы России: Мурманская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республика Коми, нескольких районов Республики Саха (Якутия), город Норильск, два района Красноярского края, муниципальные образования Архангельской области.
Конкурс проводится в три этапа:
Первый этап (с 1 января 2021 г. по 23 июля 2021 года) – отбор конкурсных работ.
«Длинный список» объявляется не позднее 13 августа 2021 года.
Второй этап (с 16 августа по 31 августа 2021 года) – экспертиза и отбор работ, определение победителей.
«Короткий список» объявляется не позднее 1 сентября 2021 года.
Третий этап (14 сентября 2021 года) – объявление и награждение лауреатов Конкурса.
Конкурс проводится при поддержке Российской национальной секции Международного совета по детской книге (IBBY), Совета детской книги России, Российской государственной детской библиотеки, секции Ассоциации деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению «Растим читателя», Министерства культуры и духовного развития РС (Я), Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия).
Приводим ниже полное Положение конкурса
ПОЛОЖЕНИЕ
I МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА РЕАЛИЗОВАННЫХ ИЗДАТЕЛЬСКИХ И ВИЗУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «БЕЛЫЙ МИР АРКТИКИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДЕТСКОЙ КНИГИ»
I международный конкурс, проводимый в Якутске, призван расширить представления детей о холодном, заснеженном, но в то же время огромном и удивительном мире, в котором они живут. Многие писатели и путешественники сравнивают Север и Арктику с белым листом бумаги, на котором каждый может написать свою жизненную историю или вообразить свой мир вечной мерзлоты и льда, как ключевого смысла, эмоциональной атмосферы Севера и Арктики, диктующего стратегию действий, заданной суровой природой. Книга на Севере и в Арктике — больше, чем просто художественное произведение, она кочует вместе с оленеводами тундры и является незаменимым другом в детских кочевых школах и выступает как живой собеседник в бескрайнем белом безмолвии, в пространстве, удаленном на тысячи километров от людей.
Миссия конкурса – формирование через детскую литературу познавательной и созидающей деятельности ребенка, активное развитие ценностных и мировоззренческих составляющих позитивной северной идентичности.
Арктические страны (далее — Участники) – участники конкурса: Канада, Дания (включая Гренландию и Фарерские острова), Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и Соединённые Штаты, арктические регионы России: Мурманская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республика Коми, нескольких районов Республики Саха (Якутия), город Норильск, два района Красноярского края, муниципальные образования Архангельской области.
Основные термины и понятия, используемые в настоящем Положении
Директор – назначается учредителем и организатором Конкурса. Является исполнительным лицом Конкурса, отвечающим за организацию его проведения.
Экспертный совет — формируется организаторами и соорганизаторами конкурса, осуществляет экспертизу выдвинутых реализованных издательских и визуальных творческих проектов для детей и подростков на тему Севера и Арктики. Формирует «Длинный список» Конкурса.
Секретариат – формируется директором Конкурса. Осуществляет регистрацию произведений и подсчет баллов при голосовании.
Соорганизаторы — библиотеки стран Участников.
Участники — авторы реализованных издательских и визуальных творческих проектов для детей и подростков на тему Севера и Арктики.
Целевая аудитория — дети и подростки.
«Длинный список» — формируется экспертным советом на основе выдвинутых реализованных издательских и визуальных творческих проектов для детей и подростков на тему Севера и Арктики, а также из числа произведений, которые были отобраны на этапе предварительного отбора.
«Короткий список» — формируется путем народного голосования на официальном сайте ГКУ РС(Я) «Национальная библиотека РС(Я)» из «Длинного списка».
1.1. Настоящее Положение регламентирует цель, задачи и порядок определения победителей конкурса «БЕЛЫЙ МИР АРКТИКИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДЕТСКОЙ КНИГИ» (далее – Конкурс);
1.2. Учредителем и организатором Конкурса является Центр детского чтения Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) (далее – Организатор);
1.3. Директором Конкурса являетсяРешетникова Нюргуяна Петровна, заведующая филиалом ГКУ РС(Я) НБ РС(Я) «Центр детского чтения»;
1.4. Конкурс проводится при поддержке Российской национальной секции Международного совета по детской книге (IBBY), Совета детской книги России, Российской государственной детской библиотеки, секции Ассоциации деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению «Растим читателя», Министерства культуры и духовного развития РС (Я), Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия).
2. Цель и задачи Конкурса
2.1. Продвижение детской литературы о Севере и Арктике через издательские и визуальные творческие проекты для детей и подростков (художественные, научно-популярные издания, театральные постановки, экранизация и мультипликационные фильмы по художественным произведениям, авторские настольные игры) на тему Севера и Арктики (далее конкурсные работы);
2.2. Выявление и презентация лучших образцов художественной литературы в следующих категориях: книги, экранизации, театральные постановки, настольные игры о Севере и Арктике для детей и подростков;
2.3. Популяризация среди общественности новых авторов, пишущих о Севере и Арктике для детей и подростков;
2.4. Повышение профессиональной компетентности авторов и специалистов издательского рынка;
2.5. Предоставление возможности Участникам опубликовать, переиздать в Электронном издательстве Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) художественные произведения для библиотек Республики Саха (Якутия).
3. Сроки проведения Конкурса
3.1. Конкурс проводится один раз в 2 года;
3.2. Конкурс проводится в три этапа:
Первый этап (с 1 января 2021 г. по 23 июля 2021 года) – отбор конкурсных работ.
«Длинный список» объявляется не позднее 13 августа 2021 года.
Второй этап (с 16 августа по 31 августа 2021 года) – экспертиза и отбор работ, определение победителей.
«Короткий список» объявляется не позднее 1 сентября 2021 года.
Третий этап (14 сентября 2021 года) – объявление и награждение лауреатов Конкурса.
4. Условия участия в Конкурсе
4.1. Участие в Конкурсе бесплатное;
4.2. Для участия в Конкурсе отбираются работы для детей и подростков (художественные, научно-популярные издания, театральные постановки, экранизация и мультипликационные фильмы по художественным произведениям, авторские настольные игры) на тему Севера и Арктики;
4.3. Передача печатного издания в фонд Национальной библиотеки РС (Я) в рамках закона Республики Саха (Якутия) “Об обязательном экземпляре документов” от 18 февраля 1999 года N З N 75-II;
4.4. На Конкурс представляются конкурсные работы, в том числе выполненные в партнерстве с другими организациями, созданные не ранее 1 января 2018 г. и не позднее 1 июля 2021 г. на тему Севера и Арктики;
4.5. Содержание конкурсных работ регулируется:
• нормами международного права — ст. 13, 17, 34 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., Европейской декларацией о свободе обмена информацией в Интернете 2003 г.; Европейской рамочной конвенцией о безопасном использовании мобильных телефонов маленькими детьми и подростками (06.02.2007); Рекомендациями Комитета Министров государств — членов Совета Европы: No R (89) 7 — относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание (22.04.1989), No R (97) 19 — о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации (30.10.1997), Рекомендация Rec (2001) 8 — в сфере регулирования в отношении кибер-контента (саморегулирования и защиты пользователей от незаконного или вредного содержания новых коммуникаций и информационных услуг), No Rec (2003) 9 — о мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания (28.05.2003), Рекомендации Rec (2006) 12 по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде (27.09.2006), CM/Rec(2007) 11 о поощрении свободы выражения мнений и информации в новой информационной и коммуникационной среде, CM/Rec (2008) 6 о мерах по развитию уважения к свободе слова и информации в связи с Интернет-фильтрами;Рекомендациями Европейского парламента и Совета ЕС о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства и права на ответ в отношении конкурентоспособности индустрии европейскихаудиовизуальных и информационных он- лайн услуг (20.12.2006);
• федеральным законодательством Российской Федерации — ст. 14, 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 No 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 No 3612-1, ст. 4, 37 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» No 2124-1, ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 No 3-ФЗ «О наркотических средствахи психотропных веществах», Федеральным законом от 13.03.2006 No 38-ФЗ «О рекламе», Федеральным законом от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (вступает в действие 01.09.2012г.).
4.6. Работы не должны содержать картины насильственного и сексуального характера, пропаганду национализма, расизма и других провокационных материалов, наличие которых может привести к конфликту интересов.
5. Порядок отбора конкурсных работ
5.1. “Длинный список” формируется экспертным советом в каждой стране путем отбора реализованных индивидуальных и коллективных творческих проектов по следующим номинациям:
– Лучшее художественное произведение о Севере и Арктике для детей (подростков);
– Лучшее художественное произведение о Севере и Арктике для детей (подростков) на языках коренных малочисленных народов;
– Лучший перевод произведения с языков народов Севера и Арктики для детей (подростков);
– Лучшее научно-популярное издание о Севере и Арктике для детей (подростков);
– Лучшее произведение о Севере и Арктике, созданное автором до 18 лет;
– Лучшее полиграфическое исполнение издания о Севере и Арктике для детей (подростков);
– Лучший иллюстратор детской (подростковой) литературы о Севере и Арктике;
– Лучшая экранизация художественного произведения для детей о Севере и Арктике;
– Лучший мультфильм по художественному произведению для детей о Севере и Арктике;
– Лучшая театральная постановка художественного произведения для детей о Севере и Арктике;
– Лучшая детская настольная игра о Севере и Арктике.
5.2. Соорганизаторы Конкурса отправляют сформированный “Длинный список” (не более 10 конкурсных работ в каждой номинации с аннотациями на английском языке) организаторам Конкурса по адресу: Arctic@nlrs.ruдля формирования “Короткого списка” (не более 5 конкурсных работ в каждой номинации) путем народного голосования на официальном сайте ГКУ РС(Я) “Национальная библиотека РС(Я)” https://nlrs.ru/projects/arcticforchilds/.
6. Критерии оценки конкурсных работ
6.1. Соответствие содержания работы теме Конкурса;
6.2. Оригинальность авторского замысла;
6.3. Качество исполнения работы;
6.4. Полнота и образность раскрытия темы;
6.5. Композиционная целостность;
6.6. Социальная значимость темы работы;
6.7 Сложность исполняемого произведения/ эксклюзивность.
Оценивается по 10-ти бальной шкале.
7. Экспертный совет и награждение участников
7.1. Экспертный совет Конкурса:
— состав формируется организаторами и соорганизаторами Конкурса;
7.2. В Экспертный совет могут входить литераторы, литературные критики, детские психологи, педагоги, библиотекари. К экспертизе художественно-познавательных и научно-популярных текстов могут привлекаться специалисты в соответствующих тематике произведения областях знаний — искусствоведы, театральные критики и деятели искусств кинематографии, мультипликационных фильмов, театрального искусства;
7.3. Экспертный совет занимается поиском Участника конкурсной работы для дальнейшего взаимодействия;
7.4. В Конкурсе предусматривается система специальных и поощрительных наград;
7.5. Победители получат дипломы и призы;
7.6. Награждение победителей состоится 14сентября 2021 года на Арктической форсайт-сессии «Читающий мир детства Севера и Арктики: прошлое, настоящее и стратегия будущего», проходящего в рамках 37-го Всемирного конгресса IBBY в г. Якутск.
8. Информация о Конкурсе
8.1. Текущая информация о Конкурсе размещается на сайте НБ РС (Я) по адресу https://nlrs.ru/projects/arcticforchilds/.
8.2. Контактная информация:
e—mail Arctic@nlrs.ru,
8.3. Координаторы:
Решетникова Нюргуяна Петровна 8-914-288-88-70,
Туварова Анна Степановна 8-964-417-69-87 (WhatsApp),
Уларова Альбина Николаевна 8-914-236-55-93 (WhatsApp).
Для международных участников:
Нестеров Валерий 8-924 462-48-85 (WhatsApp, Telegram),
Стручкова Алина 8-924 868-96-28 (WhatsApp, Telegram).